История, рассказанная Леной Петровой, очень мало похожа на рождественскую сказку о Золушке. Cкорее, это крутой голливудский триллер. Если когда-нибудь она решит снять фильм ужасов о шоу-бизнесе, сценаристы останутся без работы. Безумный доктор Лектер и другие экранные злодеи могут смело отправляться на стажировку к двум простым украинским парням - Саше Ягольнику и Валере Малышеву. Также велика вероятность, что после этого интервью многие читатели перестанут называть плохих людей "редисками". Им будет вполне достаточно слова "продюсер". С Леной и ее нынешним директором Вадимом Лисицей мы проговорили несколько часов подряд в одном из уютных столичных кафе. Тема беседы: "Продюсеры и жизнь", а точнее - выживание.
Марина БАЧУРИНА
"КРИТЕРИЕМ ОТБОРА ДЛЯ ЯГОЛЬНИКА ЯВЛЯЛАСЬ СЕКСУАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ"
Лена:— Вы не поверите, мы расстались с Сашей Ягольником именно за этим столиком. Роковое место! В тот вечер я пришла со словами: "Саша, все!".
— Как он воспринял это заявление?
— Долго молчал и смотрел в одну точку. А потом сказал: "Поступай как знаешь".
— Вы ведь проработали вместе около пяти лет...
— Да. Я начала покорять шоу-бизнес 13-летней девочкой. Участвовала в разных детских программах, таких, как "Фант-лото "Надiя". Там я даже взяла Гран-при. Потом нашелся на мою голову господин Ягольник!
— И кто кому предложил сотрудничество?
— Это была моя идея. Саша считался одним из самых успешных продюсеров. К тому же я больше никого не знала. Он переживал период расставания с Наташей Могилевской и только-только организовал группу "Игрушки".
— Скажи, а почему в то время, когда "Игрушки" гремели из каждого киоска с аудиокассетами, о тебе практически не было слышно?
— Около двух лет мы занимались накапливанием материала. Записывали композиции, которые позже вошли в сборники песен Ягольника. Потом выпустили первый клип, я считаю, неудачный. Песня "Гватемала", на которую он был снят, не нравилась мне изначально.
— Неужели можно заставить певицу исполнять ту или иную песню, если ей этого совсем не хочется?
— Я была еще ребенком. Придерживалась убеждения, что нужно слушаться продюсера. А он, как своеобразный второй папа, сделает из меня шикарный проект.
— И поначалу все это было очень похоже на правду. Я помню довольно приличную ротацию твоего дебютного клипа. Кстати, кто ее оплачивал?
— Платила я. Саша никогда не брал на себя финансовых обязательств.
— Но ведь само определение "продюсер" предполагает, что человек либо находит деньги для реализации проекта, либо вкладывает свои...
— К сожалению, в нашей стране артистам приходится делать это самостоятельно.
— Как разворачивались события дальше?
— Сразу после выхода первого клипа повалили заявки на концерты, корпоративные вечеринки, шоу. Я стала очень много работать, хотя денег практически не видела. Каждый раз Саша либо говорил: "Это мероприятие бесплатное", либо выдавал какие-то копейки. Около 50 долларов за 20-минутное выступление. Потом от общих знакомых я узнавала, что он заряжал заказчикам очень приличные суммы.
— Может, продюсер хотел накопить денег на твой следующий клип?
— Никакого следующего клипа не было. Мы выпустили только один за все пять лет.
— Это же огромный срок. Ладно, два года вы накапливали материал. Но три последующих — ты ведь работала очень активно. При этом денег не получала, славы особенной тоже. Может, стоило задать Саше соответствующие вопросы?
— Мне просто не хватало времени об этом задуматься. Как поступает Саша? Он организует несколько проектов (пока мы работали, создал еще и группу "Гавана"), а потом настраивает одних артистов против других. Между мной и девчонками из "Гаваны" всегда была ревность.
— Детский сад какой-то. Честно, не понимаю! Если бы продюсер, эдакий Карабас-Барабас, держал в руках все финансовые нити и приходил к тебе со словами: "Денег не дам, лучше потрачу их на девочек". Потом говорил девочкам: "Вложу-ка я деньги в Лену", в таком случае была бы ясна причина возможной неприязни. Но если ты платила за все сама, каким образом вас можно рассорить?
Вадим:— Об этом могу рассказать я. Дело в том, что год назад я имел счастье или несчастье работать с Ягольником в качестве концертного директора группы "Гавана". Стартовал в сентябре 2003-го и сразу натолкнулся на то, что девчонки разношерстные и достаточно конфликтные.
— Дабы ввести читателя в курс дела, стоит напомнить, что участницы этой группы — сплошь победительницы конкурсов красоты.
— Некоторые из них действительно имеют какие-то титулы. Но основным критерием отбора ни внешние, ни вокальные данные не являются.
— Что же является критерием?
— Полагаю, определенная сексуальная доступность. Так вот, если Лене нравилась песня, ее обязательно отдавали группе "Гавана". Назло. На концерте ее могли переставить из финала, выступление в котором более престижно, в самое начало. Лена совершенно спокойно к этому относилась, а вот девчонки всячески демонстрировали неприязнь.
— В чем она выражалась?
Лена:— Даже во взглядах.
— Ну, посмотрели пару раз, подумаешь! Совсем необязательно быть под опекой одного и того же продюсера, а стоит однажды пройтись за кулисами, чтобы понять, что, скажем, твоя удачная прическа — уже повод услышать за спиной много интересного. Неужели ты такая легкоранимая девочка и тебя какие-то взгляды беспокоят?
— Пойми, людям, которые проводят вместе много времени, очень важно находить общий язык. Отправляясь в тур, мы были рядом в самолете, автобусе, поезде. Вместе ели, выходили на сцену, сидели в одной гримерке. В таком случае отсутствие общения, понимания, уважения — это психологическая пытка.
— Вадим, вам тоже приходилось ощутить то, о чем говорит Лена, или это эксклюзив для артистов?
Вадим:— Приходилось, но прежде, чем рассказать, объясню, в чем заключается работа концертного директора. На время гастролей он отвечает за все организационные моменты. Контролирует время приезда на площадку, выхода на сцену, распределения гримерных. Его задача — четко объяснить артисту характер мероприятия и какая публика предположительно соберется в зале. То есть полностью обеспечить сопровождение группы. Но при этом он не обязан, скажем, носить чьи-либо вещи. У каждого артиста есть свой кофр, и он должен сам с ним справляться. По опыту могу сказать, что большинство даже мегазвезд делают это самостоятельно.
Однажды на гастролях со мной произошла следующая ситуация. Новоиспеченный продюсер "Гаваны", он же участник группы "Игрушки", он же родной брат Саши Ягольника, Костя пытался заставить меня носить вещи артисток. Их пять человек, между прочим. Сам он при этом стоял и курил. Я несу чемодан с аппаратурой весом в 50 кг, сумки... А он в присутствии моих друзей-организаторов кричит: "Ты че, ох...ел?! Быстро возьми вещи и отнеси!". Я говорю: "Костя, ты что не видишь, у меня самого тяжелый кофр, я должен быстро организовать вам поселение?!". На что он: "Ты не понял, чувак! Ты сейчас будешь носить вещи или вылетишь отсюда!". Я возмутился: "Это ты не понял! Я могу развернуться и уехать отсюда, и весь этот тур ты будешь озвучивать сам!". С того момента началась жуткая нелюбовь ко мне, оказывается, я ослушался. Честно говоря, неприятно об этом вспоминать.
— И все же придется. Утверждение о том, что с вами поступили несправедливо, должно на чем-то основываться.
— А мы этого не утверждаем. Просто хотим показать, что в шоу-бизнесе Украины работают очень жесткие законы.
— Позвольте, при чем тут законы шоу-бизнеса? Ну попросил не вполне воспитанный юноша поднести вещи, может, не в той форме, в которой хотелось бы. Подобное случается с человеком любой профессии. Что еще происходило показательного?
— Продолжу об опыте работы с "Гаваной". К новому, 2004 году, группа стала достаточно сплоченным коллективом, очень трудоспособным. Это показал ряд концертов, которые мы провели. Кстати, Саша на них не присутствовал. Я наконец-то смог добиться от девчонок четкого чувства сцены, публики...
— Для меня всегда был любопытен один нюанс. Возьмем группу "ВИА Гра": три девочки не запредельной, честно говоря, красоты. Состав все время меняется, в вокальном смысле звезд с неба тоже не хватают. Хорошо одетые, ухоженные и вместе с тем самые обычные девочки. Продюсер Костюк не скрывает: "Замену каждой из них мы можем найти на любой дискотеке". Однако у группы оглушительный успех по всему СНГ. Европа с Азией потихоньку сдаются. В "Гаване" же участниц больше, они помоложе, призеры конкурсов красоты, а результаты их профессиональной деятельности вряд ли сопоставимы с тем, чего достигла "ВИА Гра".
— Разговор на самом деле очень длинный. Потому что аспектов успеха очень много. Основной — это соответствие образа и материала, то есть песен.
— Но Ягольник создал достаточное количество шлягеров.
— Не в этом дело. Если вы имеете в виду песни, написанные для Наташи Могилевской, то они очень четко попадали в ее образ. В случае же с "Гаваной" ситуация сложнее. Изначальное позиционирование группы шло вразрез с тем, что они поют. Могу процитировать установки Ягольника: "Это сладкие девчонки, которые в крайнем случае могут дать" либо: "Поющие трусы, которые можно снять".
Посетив первую же репетицию группы, я поразился: на рабочих мини-дисках были записаны только плюсовые фонограммы. Я профессиональный музыкант, видел разных вокалистов, но с подобным столкнулся впервые. А девчонки в свою очередь тоже удивились: "Мы так репетируем всю жизнь!". Подошел Саша и объяснил: "У нас другие задачи. Главное, чтобы девушки были сексуально-привлекательными и эротичными".
— В этом смысле он тоже проводил репетиции?
— Не могу утверждать, я при этом не присутствовал. Но, по рассказам девчонок, Ягольник почти каждую ночь приходил на съемную квартиру, где они жили. В лучшем случае проводил "воспитательные" беседы, в худшем — выбирал себе жертву и грязно ее домогался.
— Просто сексуальное рабство какое-то!
Лена:— Для Саши это было в порядке вещей! Помню нашу самую первую встречу. Так как мне было всего 14 лет, естественно, я пришла с мамой. Мы рассказали, какая я хорошая, принесли мои старые записи. Он послушал и спросил: "А у тебя уже был интим с мужчинами?".
— Прямо при маме спросил?
— Нет, отвел меня в сторонку. Я изумилась: "Как вы могли подумать, я такая порядочная!". Надеялась, что мои моральные принципы произведут на него впечатление. Но Саша сказал: "Так, малая, забудь про маму. Завтра встречаемся у меня дома". Я знала, что Ягольник живет не один, поэтому, ничего не опасаясь, пошла к нему.
Дверь открыла девушка, с которой он в то время встречался. Я захожу, такой наивный ребенок, держу в руках кассеты. Вижу, в глубине комнаты сидит пьяный Ягольник. Из одежды на нем были одни трусы, он закурил сигарету и скомандовал: "Ну давай раздевайся!". Упавшим голосом я все-таки спросила: "А-а-а песни мои вы слушать не будете?". Он говорит: "Песни — потом!". Я долго сопротивлялась, но Саша начал орать: "Ты ничего не понимаешь в шоу-бизнесе! Твои песни и голос никого не интересуют. Всем нужен только секс!". После чего раздел меня до нижнего белья и заставил петь песни Могилевской из альбома "Подснежник"...
— А его девушка как-нибудь на это реагировала?
— Она была на кухне, готовила суп. Насколько я поняла, девушка к таким вещам абсолютно нормально относилась. Саша называл это "прощупыванием новых артисток".
Позже я стала свидетельницей того, как участниц группы "Гавана" регулярно возили в сауну. Их подкладывали под богатых дядей, которые финансировали проект. Девочки должны были получать какой-то процент, но Саша все деньги клал себе в карман, а им говорил: "Вы плохо отработали, негодные проститутки!".
— Лена, честно говоря, не представляю, какие эмоции у тебя, ребенка из приличной семьи, могли возникнуть в подобных ситуациях...
— Мне было страшно. Когда совсем юная девочка впервые наблюдает подобное, это очень ранит ее психику. Я не скрываю, что после сотрудничества с Сашей Ягольником мне пришлось пройти 10 сеансов психологической реабилитации. Меня трясло, были истерики.
— Что же твои родители думали по этому поводу?
— Они ничего не знали, я молчала.
Вадим:— В том возрасте у Лены не было объективной оценки происходящего. Она не понимала, что же именно происходило в сауне. К тому же она боялась потерять то, что уже сделано. Ведь реакция родителей была бы, мягко говоря, эмоциональной. Поэтому до поры до времени Лена все это терпела.
— Вы понимаете, что сделали сейчас очень серьезное заявление, которое Саша может разобрать даже в суде?
Лена:— Да, я вполне к этому готова. Вся страна знает, что Саша торгует девчонками, и все молчат.
Вадим:— Ягольник радуется, когда об этом пишут.
— Но ведь буквально речь идет о проституции и сутенерстве!
— Да, так оно и есть. В прошлом году я занимался одним из направлений рекламной кампании "Гаваны", это были биг-борды. Если вы обратили внимание, они устанавливались в таких местах, где постоянно проезжают достаточно богатые бизнесмены, политики, то есть потенциальные заказчики. Но я изначально пришел в этот коллектив для того, чтобы работать с артистками. Строить бизнес на концертных выступлениях. И постепенно мне удалось убедить девчонок не выполнять установки Ягольника. Мы очень сплотились. Когда же Cаша это понял, он уволил двух участниц. На их место долго выбирал других, и в конечном счете какой-то коллектив сколотили.
— Прослушивание претенденток, надо полагать, происходило непосредственно на диване?
— Повторяю, я при этом не присутствовал. Но подозреваю, что именно так. Ведь если вы видели последний клип, могли убедиться: внешность участниц говорит о многом. А как было на самом деле, меня не интересует. К счастью, мне есть кем заниматься.
— Все равно трудно понять, почему Лена столько лет была жертвой. Подобная покладистость естественна для сироты или девочки, только вчера покинувшей глухую провинцию. Но насколько мне известно, ни одно из этих определений к певице Петровой не относится. Целых пять лет жизни потрачены на бессмысленную изнурительную деятельность. Ты же имела реальную защиту, почему не воспользовалась ею?
Лена:— Уходя от Саши, я должна была точно понимать, куда иду и зачем. Того, кто имеет какие-то деньги, в шоу-бизнесе могут развести на ровном месте.
— Любопытно, а как твой следующий продюсер Валера Малышев относился к Ягольнику?
Когда у Петровой кончились деньги, Малышев к ней заметно охладел
— Он его всячески ругал, обвинял в сутенерстве и педофилии. Валера частенько кричал: "Ты со своим папой обязательно должна его посадить!". Но, честно говоря, Ягольник по сравнению с Малышевым просто отдыхает.