Автомобильные страсти генсека
Леонид Ильич Брежнев вошел в историю как политический деятель, с которым приключалось довольно большое количество разнообразных казусов. Однако одна из сторон жизни генсека была долгое время оттенена наибольшим количеством анекдотов и различных "реальных историй" - благополучно гуляющих по Интернету и по сей день. Дело в том, что Брежневу была присуща особенность, не свойственная советским руководителям ни до, ни после него: он любил и, что немаловажно, умел водить автомобиль. Впервые Леонид Ильич сел за руль еще в годы войны - и весьма поднаторел в водительском искусстве. Как шутили на фронте: "Водитель - он или хороший, или мертвый!" Проехать по военным дорогам, порой - под бомбежками, мог только умелый водитель. Брежнев - мог.
Ну а когда была достигнута вершина власти, "Ильич Второй" пристрастился к коллекционированию машин - благо, положение позволяло! - пополнив автопарк Кремля редкостными и до той поры невиданными экземплярами. Каждую машину Брежнев лично "обкатывал": для этих целей ГАИ открывало генсеку "зеленый коридор", очищая от автомобилей (коих в 60-е и 70-е было не в пример меньше, чем сегодня) Кутузовский проспект, по которому он ехал или в Кремль, или домой, или на дачу в Заречье, или в Завидово на охоту (еще одна страсть генсека). Всего в коллекции партийного сибарита насчитывалось около 40 зарубежных и отечественных машин, которые после его смерти потихоньку разбрелись по разным владельцам и частным коллекциям, а некоторые - нашли свое место в музеях.
Брежнев любил быструю езду и выбирал для этого соответствующие автомобили. Гордостью коллекции генсека был Maserati Quattroporte, четырехдверный седан с двигателем V8 мощностью в 290 л. с. На этом "старичке" (машина была выпущена в 1968 г.) Брежнев частенько ездил в Кремль, устанавливая своеобразные "рекорды скорости" - машина разгонялась до 230 км/ч, что безумно нравилось Ильичу.
Частенько ему дарили машины во время зарубежных командировок иностранные коллеги - лидеры капиталистических государств (социалистическим главам Брежнев сам дарил машины - Хонеккеру, Фиделю и иже с ними). Президент Никсон, например, подарил Леониду Ильичу целых две машины - Cadillac Eldorado и Lincoln Continental. Когда Никсон поинтересовался у советской стороны, что бы такое подарить лидеру вероятного противника, то партийные бонзы посоветовали, что, мол, лучшим подарком будет хорошая американская машина. И к моменту завершения визита Брежнева необычный подарок был подготовлен.
"Кадиллак". У Брежнева был такой же, только черный
Черный "Кадиллак" с кузовом "купе" изготовили по специальному заказу президента США за три дня - специально для Брежнева. Это была уникальная машина, единственная в своем роде. Генсек подарку обрадовался - "Кадиллак" переправили в Москву, и он оставался несколько лет одной из его самых любимых машин. Когда с ответным визитом приехал госсекретарь Генри Киссинджер, Брежнев встречал его на даче и лично решил прокатить гостя на "Кадиллаке" прямиком до речного пирса, где их поджидала специально оснащенная яхта: принимали по высшему разряду. Киссинджер столь неофициального приема не ожидал, но на необычную поездку, естественно, согласился. Поездку эту он вспоминал впоследствии очень долго: ехали в "Кадиллаке" они с Брежневым вдвоем, без охраны. Леонид Ильич решил с гостем не церемониться и нажал на газ. "Кэдди" ехал по абсолютно пустой дороге, все набирая и набирая скорость, - естественно, охрана Брежнева не дремала, но находилась она вне пределов видимости Киссинджера. На большой скорости "Каддилак" вылетел на пирс, лихо затормозил - и Брежнев предложил госсекретарю прокатиться на катере, который понесся по волнам с еще большей скоростью. "Хорошо, что Брежнев хотя бы не стал управлять катером", - вспоминал потом Киссинджер.
Почти на таком же "Линкольне" Брежнев рассекал по Америке.
С ветерком прокатил Брежнев и Никсона на втором подарке американского президента - синем Lincoln Continental. Это тоже была редкая модель, с виниловым верхом и выгравированной на передней панели дарственной надписью от президента США. Брежнев решил "опробовать" подарок на месте и предложил Никсону прокатиться. Тот согласился - и Брежнев понесся на машине прямиком под гору, не обращая внимания на знаки ограничения скорости. На счастье Брежнева и Никсона, никто не выехал им навстречу - спуск заканчивался крутым поворотом, где Брежнев мастерски изобразил "полицейское торможение" и выпустил струхнувшего Никсона из салона.
Президент Никсон и генсек Брежнев сразу после памятной поездки "с ветерком"
Однако не все поездки заканчивались столь безоблачно - Брежнев, например, разбил Rolls Royce Silver Shadow, причем без возможности восстановления. Сам он не пострадал, а вот машина гораздо позже перекочевала в том же разбитом состоянии в один из автомузеев, где сейчас и выставляется, с восковой фигурой Брежнева внутри. Взамен же разбитого для генсека был приобретен Rolls Royce Silver Wraith-II, правда, случилось это в 1979 году, но стареющий генсек все равно настаивал на самостоятельном вождении. "Серебряный призрак" использовался Брежневым в основном для загородных поездок на дачу, но сам он все реже и реже садился за руль...
Разбитый "Роллс-Ройс" с восковой фигурой Брежнева. Ныне - экспонат музея
В коллекции Леонида Ильича были и отечественные автомобили - по иронии судьбы последней машиной в его жизни, которой он так и не смог порулить, стала "Волга" ГАЗ-3102", новинка, подаренная рабочими Горьковского автозавода на 9 мая 1982 года. Были в коллекции и две "Чайки" ГАЗ-13 - черная и белая. Белая и ныне на ходу, пребывает в одной из московских частных коллекций, ее можно увидеть на различных автовыставках. А вот черную "Чайку" Брежнев подарил патриарху Пимену I, который ездил на Nissan President. "Ниссан" патриарха то ли сломался, то ли просто начал барахлить - и Брежнев широким жестом передал церковному иерарху одну из своих личных машин (кстати, именно патриарх Пимен отслужил, хоть и заочно, заупокойную по "дорогому Леониду Ильичу" в ноябре 1982 года).
Черная "Чайка" перешла от генсека к патриарху.
Сегодня, конечно, совсем другие времена, другие нравы. На карте мира давно уже нет СССР, политики прошлого постепенно становятся историей, героями культовых анекдотов, фильмов и книг. А их машины, когда-то завораживавшие взгляды случайных прохожих, переезжают в музеи и продаются на аукционах. Машины Брежнева расползлись по всему миру, и лишь несколько экземпляров, до сих пор хранящихся в кремлевском гараже, напоминают о внушительной коллекции генсека, который помимо охоты и наград весьма любил быструю езду.