Истоки еврейских праздников
Формирование национальных праздников - это сложный многоуровневый процесс, на который влияют культура, религия народа и его история. В праздниках наиболее ярко проявляются национальные особенности и связь с коллективной памятью народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Можно сказать, что посредством участия в праздничном действе люди погружаются в священную историю, в так называемое время мифа, противостоящее повседневной реальности. Если обратиться к еврейскому праздничному календарю, то на первый взгляд может показаться, что он содержит массу странностей. Но, если приглядеться к ним поближе, они получат свое объяснение, которое, как правило, лежит в традиции.
Во-первых, понятие «Еврейские праздники» (то есть национальные праздники еврейского народа) и понятие «Праздники иудаизма» (то есть религиозные праздники) практически означают одно и то же. Для евреев история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы, собственно история народа и составляет большую часть Священной истории.
Во-вторых, в еврейской традиции существует несколько видов особых дат календаря: как праздничные, так и траурные дни. Первые - в ознаменование радостных, вторые - трагических событий еврейской истории.
Для каждой из этих дат можно указать ее конкретный источник в традиции. Такими источниками могут быть:
- отрывок из Торы (для большинства особых дат);
- отрывок из других книг ТаНаХа;
- отрывок из Талмуда;
- события еврейской истории, имевшие большое значение и сохранившиеся в народной памяти;
- указания галахической литературы;
- традиция каждой общины Израиля.
У каждого из праздников и траурных дней есть свои законы, с каждым из них связаны определенные обычаи. Для этих законов и обычаев также существуют источники, сохраненные традицией.
Еврейский календарь
В-третьих, если соотносить значимые даты еврейского года с григорианским календарем, окажется, что невозможно со строгой определенностью сказать, на какое число они приходятся. Объясняется же это просто - как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого также обусловлена требованиями Торы.
Все календари, так или иначе, опираются на три основных астрономических понятия: сутки, месяц, год. Сутки - это оборот Земли вокруг собственной оси. Понятие месяца в календаре связано в основном с Луной. Это период вращения Луны вокруг Земли. Точнее - время от появления «новой» луны до ее «ухода». Год - это время оборота Земли вокруг Солнца. Поскольку речь идет о трех разных процессах, все эти периоды в рамках одного календаря отсчитывать трудно. Разные календари по-разному решают эту проблему. Обычно жертвуют либо астрономическим смыслом месяца (например, григорианский календарь), либо астрономическим смыслом года (например, календарь мусульманский).
Еврейский же календарь является лунно-солнечным (и самым сложным из существующих). Начало месяцев в нем обязательно должно совпадать с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток. Но длина года при этом должна соответствовать периоду обращения Земли вокруг Солнца, то есть составлять около 365 суток, поскольку, согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Но так мы приходим к противоречию - ведь год, ориентирующийся на продолжительность лунных месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней.
Чтобы сравнять лунный и солнечный циклы и избежать сильного сдвига месяцев по всему календарю, вводится добавочный месяц, получивший название второй адар (адар шени, или адар бет), его вставляют перед месяцем адар, который таким образом становится 13-м месяцем, и всегда состоит из 29 дней. Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня. В результате длина месяца и длина года (в сутках) в еврейском календаре - переменные величины. Это приводит к тому, что календарь становится непериодическим. Иначе говоря, он основывается не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях. Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается.
Четыре Новых года
В-четвертых, еще одной особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Объяснение этой странности тоже можно найти в традиции. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:
1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц - нисан, 2-й - ияр и т. д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана - новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.
С другой стороны, во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников (Песах, Шавуот и Суккот) года, еврей совершал паломничество в Иерусалим. Отсчет этого года, года, в течение которого дОлжно совершить паломничество, также начинается с 1 нисана.
В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.
15 швата - это Новый год для деревьев, начало года для отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.
1 тишрея - это Новый год для счета годов (то есть, именно 1 тишрея мы отсчитываем, сколько лет прошло от сотворения мира) и для суда Создателя над всеми людьми и странами.
Таким образом, получается, что первый по счету месяц - это месяц нисан, который всегда должен приходиться на весну, а один год сменяет другой в месяце тишрей - седьмом по счету.
В-пятых, кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временнЫми промежутками - месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.
Новомесячье
РОШ ХОДЕШ
Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) - Рош Ходеш - полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш - это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников.
До разрушения Второго Храма Начало Месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами, устанавливала и освящала особая судейская коллегия, Санхедрин. В те времена этот день праздновался, как и другие праздники: в кругу семьи, с застольем, в праздничных одеждах и т. д. Видимо, традиция такой трапезы происходит от обычая угощать свидетелей, пришедших в Санхедрин сообщить о появлении новой луны. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями.
Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Отчасти это связано с тем, что сегодня еврейский календарь устанавливается не по показаниям свидетелей. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Вс-вышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом - заповедью новомесячья, в будущем - тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».
В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем - во время Мессианского Царства, когда сам Мессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения. Видимо, это пророчество также определяет праздничный характер новомесячья в традиции.