splint forum. Адрес нового форума: http://friends-club.info/forum


Люди и судьбы. - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Люди и судьбы.
kukiДата: Воскресенье, 03.02.2008, 02:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Супермодератор
Сообщений: 713
Репутация: 4
Статус: Offline
Трагическая судьба сестрёнок-близняшек из фильма «Королевство кривых зеркал»



КАДР ИЗ ФИЛЬМА «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ»: Таня и Оля отлично справились с ролями мальчишек-пажей

В 1963 году на экраны вышел замечательный детский фильм великого режиссера-сказочника Александра РОУ. Роли капризной девочки и ее отражения в зеркале сыграли Оля и Таня ЮКИНЫ. Потом симпатичные близняшки появились в кинокартине «Морозко». Но на этом их кинокарьера закончилась. Сестренки исчезли не только с экранов - они будто растворились в огромной Москве. Их пытались разыскать журналисты многих изданий. И только «Экспресс газете» удалось узнать, как сложилась судьба юных артисток.

Ольга ХОДАЕВА

В новогоднюю ночь 2008-го по телевизору показывали мюзикл - ремейк любимой с детства сказки «Королевство кривых зеркал». Злобных Нушрока, Абажа и Анидаг хитроумно обвели вокруг пальца современные звезды-близняшки - звонкоголосые сестренки Маша и Настя Толмачевы. Но новому фильму про «Кривовидение» не суждено превратиться в киноклассику, как это случилось с оригиналом, снятым Александром Роу. Старую - мудрую и добрую ленту - тоже показали в новогодние праздники. Многие из ее первых зрителей, мальчишки и девчонки 60-х, уже вместе с внуками вновь переживали приключения пионерки Оли, попавшей в сказочное зазеркалье.

Таня Юкина, а вернее Татьяна Геннадиевна, та самая девочка, сыгравшая роль Яло, фильм по телевизору не смотрела. Она даже не хочет говорить про него. Не может. Ей тяжело вспоминать те счастливые дни далекого детства, когда все было так хорошо, а впереди - целая жизнь, как верилось, счастливая и яркая.

40 лет спустя

Симпатичные девчушки с озорными косичками, вздернутыми носиками-кнопочками и наивными большими глазами с длинными ресничками - такими сестренки Оля и Таня Юкины запомнились миллионам зрителям.

Близняшки старательно выполняли требования режиссера и отлично справились с ролями. Им бы продолжить сниматься в кино и стать настоящими кинозвездами. Поначалу, казалось, все к этому и шло. После удачного дебюта им снова предложили сыграть в сказке, правда, на этот раз в эпизоде. В фильме «Морозко» они посреди зимы собирали грибы на полянке. Тогда им было по 11 лет. Больше ролей у девочек не было.
Информации об юных артистках в киносправочниках - почти никакой. Неизвестна даже дата рождения. Лишь написано, что по отчеству они Геннадиевны. В современной телефонной книге Юкиных в Москве - по пальцам пересчитать. Прозвонив по всем указанным номерам, я убедилась: среди них нет ни Татьяны, ни Ольги, ни их родственников. Из создателей фильма, общавшихся с семьей Юкиных, уже нет никого в живых. Поиски зашли в тупик. И вдруг удача: в руки попалась телефонная книга, изданная в начале 70-х. В ней значился некий Г.А. Юкин, проживавший в Кузьминках. Я ухватилась за эту ниточку. Ведь он мог быть отцом близняшек.

Та самая «хрущевка»-пятиэтажка стоит в московском районе Кузьминки и по сей день. У подъезда на лавочке - всезнающие старушки.

- Про Юкиных? А как же, слышали, - поджала губы одна из них.

- Они жили тут всей семьей. Я вместе с Геннадием работала на заводе, на Хохловке - там делали подушки. Он мастером был. А Маша, жена его, шила пальто в ателье. Обычная семья. Пока они были живы, все шло нормально. А как их не стало, дочки скатились под откос. Ольгу жаль: пила много. Сын ее, Максим, теперь один живет в квартире, - поведала соседка Юкиных.

Табу на сказку

Дверь открыл молодой мужчина.

- Ваша мама снималась в кино, - начала я.

- Да вы заходите, - гостеприимно пригласил он.

Через несколько минут мы уже сидели на кухне и разглядывали фотографии. Максим их достал из старой сумки, в которой хранятся семейные реликвии.

- Бабушка берегла их, подклеивала, собирала вырезки из журналов, - Максим показывает целый ворох пожелтевших страниц. - Когда показывали фильм по телевизору, она все дела бросала и смотрела. Бывало, всплакнет даже. А потом пускалась в воспоминания. Рассказывала, что после съемок ее с дочками пригласили на прием в Кремль. Там их вкусно кормили, надарили сувениров, благодарили.
В кино Оля и Таня попали случайно. В районном клубе проводили конкурс среди близняшек. Соревновались семь пар. 9-летние сестренки Юкины оказались самыми очаровательными и сообразительными. Жизнерадостные девочки читали стихи, пели, плясали. В это время Александр Роу готовился к съемкам фильма-сказки по повести Виталия Губарева. Нужны были сестренки, похожие друг на друга, как отражение в зеркале. Прослышав про конкурс близняшек в Кузьминках, Роу попросил у организаторов фотографии. Славные мордашки Юкиных ему очень понравились. Вскоре мама привезла Олю и Таню на Студию имени М. Горького. Пробы удались.

Оле досталась роль Оли - авторы фильма рассудили, что так удастся избежать путаницы на площадке. А Тане пришлось играть отражение - Яло. За счет киностудии девочки с мамой отправились в мягком вагоне на Черное море, в Крым. Снимались все лето. Питались за казенные деньги. За исполнение главных ролей сестренкам заплатили по 80 рублей. Даже по тем временам немного: месячная зарплата начинающего учителя. Но вознаграждение девочек и их родителей не очень-то интересовало. Сестренки впервые приехали на море - это раз, а, во-вторых, попали в настоящую сказку!
- Бабушка рассказывала, что времени на отдых почти не оставалось. Уставали Таня и Оля сильно, после съемок порой им и купаться не хотелось. Но не капризничали - побаивались строгого режиссера. А самым сложным оказался эпизод со скачками на лошади, - говорит Максим и, увы, больше ничего добавить о съемках не может. - Мама и тетя почему-то не любили вспоминать о фильме. Если я спрашивал, отмахивались и уходили.

- Таня и Оля мечтали стать артистками?

- После съемок они были в школе звездами. Но в драматическую студию заниматься не пошли.

- Говорили, будто их мама не захотела, чтобы они пошли в артистки.

- Наверное, помешали проблемы в семье. Мой дед сильно пил в молодости. Какие мечты, когда дома скандалы. Хотя мама и тетя старались учиться хорошо.

Максим с гордостью показал мне мамин аттестат об окончании средней школы. У Ольги Юкиной было всего две тройки - по русскому и алгебре, остальные почти все пятерки.

После школы сестренки поступили в машиностроительный техникум. Какую специальность получила мама - Максим не знает. Впрочем, по профессии она и не работала. Ольга и Татьяна устроились в хорошее место - в «Интурист». Одноклассники им даже завидовали.

Испытание зазеркальем

В советские годы «Интурист», где сестренкам-хохотушкам посчастливилось работать, был символом недосягаемой красивой жизни: джинсы, батники, пластинки с записями зарубежной эстрады, радиотовары - все, что для советского человека концентрировалось в манящем слове «заграница». Юкины занимались отправкой групп советских туристов за рубеж.

Недостатка в ухажерах у миловидных близняшек не было. К 20 годам обе выскочили замуж. У Ольги родился сынишка Максим. Но с мужем она вскоре развелась. А у Татьяны появилась дочка Юля.

- Примерно раз в полгода им на работе выдавали заказ. Предлагался список товаров - импортная техника, одежда, продукты. Они могли выбрать все, что им нравится на сумму, полагавшуюся им по должности. У нас у первых в округе появились импортные магнитола, телевизор, видеомагнитофон, - вспоминает Максим. - Одноклассники бегали смотреть зарубежные мультики не в видеосалон, а ко мне домой. «Кинг-Конга» я увидел задолго до того, как этот фильм показали в кинотеатрах. Мама с тетей часто ездили за границу - в Грецию, Болгарию, Турцию. И меня с собой брали. В общем, грех им было в те годы на жизнь жаловаться, и мне казалось, что они вовсе не жалели, что им не довелось стать артистками.

Все изменилось в 95-м. В «Интурист» пришли новые хозяева. Ольгу с Татьяной уволили. Красивая жизнь кончилась. Они, словно опять, но теперь уже во взрослой жизни, попали в зазеркалье.
Технику постепенно распродали, вместо деликатесов ели картошку без масла, а дорогие коньяки сменила паленая водка. Много водки. Перебрав не одно место работы - везде платили копейки, сестры устроились дежурными в военкомат. Зарплата - полторы тысячи рублей.

- Потом мама и вовсе бросила работу, - рассказывает Максим.

Он, хотя и закончил тот же техникум, что и мать, зарабатывает на жизнь то грузчиком, то гардеробщиком.

- Три года назад мамы не стало, - печально обронил Максим. - Часов в пять утра она разбудила меня и попросила воды. И тут же умерла у меня на руках. Сердечный приступ. Это было 29 января.

Год назад едва не погиб сам Максим. Вернувшись с веселого дня рождения, он заснул с сигаретой в руках в гостиной. В спальне ночевал приятель. Почуяв дым, он проснулся и кинулся в соседнюю комнату. Диван, на котором спал Максим, полыхал. Полквартиры выгорело. Максим, к счастью, отделался небольшими ожогами. Сейчас он ремонтирует квартиру.

- А о фильме расспросите мою тетю Татьяну, - посоветовал он.

Максим отрезал мне кусочек старой кинопленки. Когда-то эту пленку им дал на память о фильме Александр Роу. На ней сестренки в костюмах пажей. Именно этот кадр стал их визитной карточкой. Максим сказал, что оставшуюся пленку сбережет. Надеется показать ее когда-нибудь своим детям, чтобы они могли гордиться бабушкой.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Татьяна по-прежнему работает в военкомате. Я застала ее на дежурстве. За стеклом сидела та самая «Яло», только состарившаяся на 43 года. Маленькая, худенькая женщина. На меня смотрели те же глаза - большие и выразительные. Но теперь в них читались усталость и горе. Узнав, зачем я пришла, Татьяна Геннадиевна замахала руками:

- Ни о чем говорить не буду! Не хочу!

И тихо добавила:

- Я потеряла сестру.

Она заплакала. Извинившись, я повернулась и пошла к выходу. Увы, но для Тани и Оли Юкиных жизнь оказалась не сказкой со счастливым концом, а тяжелым испытанием в самом настоящем «королевстве кривых зеркал»…


Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.
 
splintДата: Воскресенье, 03.02.2008, 02:38 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2079
Репутация: 3
Статус: Offline
Девочки действительно играли замечательно. А звездной болезнью они, как я поняла, так и не заболели. Ушли из кино по собственному желанию, вернее по маминому.
kuki, спасибо! Вот не пойму, как ты можешь так много и с таким аппетитом кушать!!! happy
 
kukiДата: Воскресенье, 03.02.2008, 12:05 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Супермодератор
Сообщений: 713
Репутация: 4
Статус: Offline
Трачу много энергии, нужно пополнять. smile

Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.
 
kukiДата: Четверг, 27.03.2008, 21:39 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Супермодератор
Сообщений: 713
Репутация: 4
Статус: Offline
25 марта исполнился год, как не стало Тамары Носовой.

Любовь ХАЗАН

— Николай Викторович, к тому времени, когда вы познакомились с Тамарой Макаровной, она уже была очень известной актрисой. С крупного плана Носовой в роли подпольщицы Вали начинался фильм Герасимова «Молодая гвардия». Ее талант невозможно было не оценить в созвездии артистов «Карнавальной ночи». А вы тогда были еще никому не известным актером не столь уж популярного Театра киноактера в Киеве. Как пересеклись ваши пути?

— О, это необыкновенная история. Сначала мы познакомились заочно — в любимом Сталиным американском фильме «В старом Чикаго». Играли там Тейрон Пауэр и Элис Фэй. Тамара — вылитая Элис, а я, прости меня, похож на Тейрона. Может, наше сходство с романтическими героями стало сигналом к встрече. Сначала, правда, Тамара обратила внимание на меня.

В 67-м я снялся на киностудии Довженко — сыграл одну из главных ролей в фильме «Сокровища пылающих скал» режиссера Шерстобитова. В это время в Киев приехала Носова в сопровождении своего гражданского мужа писателя Виталия Губарева. Он, кстати, написал для нее роль Аксал в «Королевстве кривых зеркал» и главную роль в сказке «В тридевятом царстве». Они привезли какой-то новый сценарий для Шерстобитова, а чтобы лучше познакомиться с его творчеством, попросили показать отснятый материал к «Сокровищам».

Потом Шерстобитов рассказал мне: «Они посмотрели... И вдруг Тамара спрашивает: «А кто этот актер, который играет главаря банды белых наемников?». Женя ответил... Она замолчала, но Губарев все усек. Так что, когда меня утвердили в картину и я уже собирался в экспедицию, Шерстобитов вдруг сказал: «Ты не едешь». Спрашиваю: «Почему?». Оказывается, Губарев против. Он предупредил режиссера: «Женя, если хочешь нормально снять кино, не бери этого актера. Тамара тебе все загубит».

А месяца через два меня пригласили в Одессу показать свои работы, как тогда говорили, «по линии» Бюро пропаганды киноискусства. Подходит ко мне представитель этого бюро и говорит: «Из Москвы приезжает Носова с концертами. Я вас соединю, и будем работать вместе. Ты поедешь ее встречать?». Я говорю: «Нет, не поеду, зачем? Поезжай один».

— Она что, узнала, что вы в Одессе?

— Нет, нас свел случай. Представитель бюро сам встретил Носову в аэропорту и сообщил ей, что я в Одессе в гостинице «База моряков». Когда она вошла в ресторан, где я завтракал, даже не знаю, что произошло. Было такое впечатление, будто пришел человек, которого я ждал всю свою жизнь. Представляешь? Она пошла прямо к моему столику. Мы позавтракали, посмотрели друг на друга, и завязалась вся эта история, которая длилась семь лет.

Потом я провожал ее в аэропорт, и мы договорились, что я обязательно приеду в Москву.

— А как же Губарев? В одном из своих интервью Тамара Макаровна сказала, что прожила с ним шесть лет и только мать стала причиной их развода. Вот дословно: «У нее был против него настрой. Особенно когда он шел гулять с собакой и заходил в кафе выпить рюмочку коньяку».

— Дело в том, что у Губарева, кроме любви к рюмочке, была другая семья.

Вообще, официальным мужем Тамары был Олег Малинин, сотрудник МИДа. Именно она упросила его поехать работать в Австрию — так как знала немецкий. Я видел у нее дома переводы, учебники, всевозможные книги на немецком... Я тоже изучал «шпрехен зи дойч», и мы с ней немножко практиковались.

Тамара была очень начитанной и эрудированной женщиной. Дома — огромная библиотека. Она же ученица выдающихся театральных педагогов Пыжовой и Бибикова. Ее однокурсниками были Нонна Мордюкова, Слава Тихонов...

Малинин любил ее. Она мне показывала роскошную шубу из чернобурых лис — его подарок. Представляешь, что такое в то время настоящая шуба? Тем более для вчерашней студентки, только-только окончившей ВГИК. Ума не приложу, почему они расстались.

Потом у нее была длительная связь с Юрием Боголюбовым, красавцем и, как она, очень хорошим артистом. После него появился Губарев. А когда мы с ней встретились в Одессе, она уже была одна.

— И мама приняла вас нормально?

— Да, потому что я не алкоголик. За мной не надо было никуда бежать, не надо было забирать из кафе. Нам с Тамарой было хорошо. Мы нормально жили. Тамара говорила: «Господи, единственный человек, который приехал и не сидит в кафе». Я, в принципе, непьющий, хотя как бывший моряк-подводник могу и засандалить. Но пойти в пивную и разыгрывать там великого! Нет! Я никогда не курил... Всегда заботился о ней. Она очень хотела иметь детей. Прикладывала подушку к животу: «Миколка, смотри, какая я буду. Ты меня не бросишь?». Но так и осталась бездетной.

С концертной программой «Товарищ Кино» мы объездили весь Советский Союз. Тома возила свой потрясающий ролик «Секрет красоты» — зрители от смеха просто со стульев падали. И мне было чего показать: и «Партизанскую искру», и «Исправленному верить», и «Катя-Катюша».

Эти поездки безумно засасывали: сегодня вы в Сочи, завтра летите за Полярный круг. Все время банкеты, каждый вечер прием у первых лиц, деньги большие платили. Мы работали на три ставки. Флагман советской песни Соловьев-Седой получал 70 целковых, умножь на три... А он выходил где-нибудь на стадионе перед оркестром и спрашивал народ: «Вы петь умеете?». Все кричат: «Да-а-а!». — «Ну, давайте споем «Подмосковные вечера». Пипл пел: «Не слышны в саду...», а маэстро дирижировал и за это получал деньги.

Из окна гостиницы как-то с Крючковым смотрим: внизу люди собираются, начальство. Николай Афанасьевич говорит: «О, Кока, смотри, смотри, вишь, секретарь обкома приехал. Теперь смотри, кто в первых рядах будет возлагать венок вождю: Лидия Смирнова, Всеволод Санаев? Ошибаются, понесу его я!».

С нами ездил фактически весь Московский театр киноактера. Алла Ларионова, Коля Рыбников. И все видели, как я к Тамаре относился. Зоя Федорова сказала: «Тамарка, надо Коле фамилию поменять, чтобы объявляли: «Тамара Носова и Николай Тамарин».

— И все-таки вы не стали Тамариным, а Тамара Засеевой...

— Я несколько лет жил на три города: Киев, Москва, Ленинград, так как учился на режиссерском факультете в Ленинграде. Это влетало в копеечку. Продал свою «волгу», помог Тамаре продать ее «волгу». У нас было все! Кроме возможности объединиться. Я не мог пойти на разрыв с семьей, так как женился на своей Алле по любви, дочка у нас была маленькая.

Если бы мне дали возможность снимать в Москве, я бы там остался. Мы очень хотели работать вместе, даже заключили договор с «Молдова-фильм» на кинокомедию. В главной роли я видел только Тамару, но сорвалось. Потом специально для нее я написал сценарий «Малая земля».

— Неужели вы снимали бы фильм о подвигах Брежнева?

— Нет, о подвигах Цезаря Львовича Куникова, командира батальона морской пехоты. Это он высадился на Малой земле, а о Брежневе все придумали. Там была медсестра Рыжая Полундра — как раз для Тамары роль. Когда руководство прочитало сценарий, удивилось: «Как же так — Цезарь, да еще Львович... Не надо! Там был Брежнев». Не спорю, был, но позже. Снимать по сценарию без Брежнева не дали. Мне вообще ничего не давали снимать.

— Почему?

— Завидовали чиновники, суки, страшно завидовали! Красивая баба, эффектный мужик — мощная пара. Когда мы где-нибудь появлялись, все внимание на нас фокусировалось. Меня-то никто не знал, она же была звездой. Вот московские чиновники и ставили палки в колеса: мол, бабу завел себе такую, что можно сдохнуть, и еще, сука, снимать хочет.

Один сценарий зарубили, второй, третий. Представляешь? Тамара говорила: «Да будь они прокляты, брось ты эту режиссуру, на кой хрен тебе это надо? Превратишься в слепого, горбатого, седого, полусумасшедшего. Ты хороший артист, у нас большие концертные ставки...».

— А вот снимок: вы с Носовой на съемочной площадке. У нее щека в саже.

— 72-й год. Единственный мой фильм, где она снялась, — «Афоня, горим!». Это была моя дипломная работа, 10-минутная короткометражка. Играли Носова, Брондуков, Смирнов... Снимали в селе Васильковского района под Киевом, где я родился. Фильм прошел великолепно. Сам Товстоногов поставил пятерку. После этого мне начали давать работу.

Для киностудии Довженко снял комедию «Затяжной прыжок» по сценарию Александра Каневского. После этого мне из Киева позвонили и сказали: «Коля, предлагаем тебе снимать двухчастевку».

Там как-то получилось, что один режиссер (не помню фамилию) снял по заказу Гостелерадио СССР семь частей фильма «Любовь под псевдонимом». В Москве две части забраковали, их надо было срочно, до конца года, переснять. А на календаре октябрь. Путинцев, директор киностудии Довженко, сказал: «Немедленно позвоните Коле Засееву, никто, кроме него, за два месяца не доснимет». Я тут же пригласил Державина и Мишулина — и пожалуйста! В Москве посмотрели мою работу и сказали: «Он (то есть режиссер пяти частей) привез нам полкило «Докторской», а ты — 200 граммов «Салями».

С тех пор пошла у меня работа в Киеве. Правда, Тамара не хотела отпускать, говорила: «Чем плохо ездить по стране? Мы же хорошо живем, что еще нужно?». Но если бы я с ней согласился, меня давно б на свете не было. Спился бы! Знаешь, как Крючков говорил: «Кока, водяру не победить!».

Не задумывалась, почему актеры театра умирают не так, как актеры кино? Потому что в театре все время работают: там репетиции, дисциплина. А актеры кино, когда нет работы, спиваются. Рыбников умер от водки, Краско. Поверь моему слову, водяра еще многих закопает.

— Так вы же не пьете, чего было бояться?

— Но, моя дорогая, если сидишь в компании, как не поддержать? Я же здоровый мужик, а там все пили. Все суперзвезды. Одна Тамара была абсолютной трезвенницей. И вообще, для чего я оканчивал режиссерский факультет? Чтобы сидеть у Тамары дома, и все спрашивали бы: «Чем вы занимаетесь днем?». Я так бы и умер на ее широкой постели.

Я сказал: «Тамара, любовника, мужа ты себе найдешь. Давай сохраним то, во имя чего нас соединила, может быть, судьба. Не надо разрывать творческий союз. Я уеду, пробьюсь, буду снимать, и ты будешь работать. Будем вместе на съемочной площадке». Она — ни в какую!


Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.
 
kukiДата: Четверг, 27.03.2008, 21:39 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Супермодератор
Сообщений: 713
Репутация: 4
Статус: Offline
— Почему Тамара Макаровна не поехала за вами в Киев? Вы не звали или негде было жить?

— Как это не было? Артисты МХАТа Ханаева, Богатырев, Олялин — все, снимаясь, жили в гостинице. А ей негде?

— Я имею в виду жить — семьей, как в Москве. Может, она решила, что вы едете в Киев для воссоединения с женой?

— Естественно. Я же не бросал свою семью. Получил квартиру, жил с женой и дочкой. Нормально! Алла знала о моих отношениях с Тамарой, понимала, почему я рвусь в Москву, но ничего не говорила. Как мудрый человек она терпела, а я не мог не ездить, не видеть ее подолгу... Так что, думаю, я предложил ей самый оптимальный вариант.

Я тебе больше скажу. Однажды Тамара поехала со мной в Киев, чтобы окончательно забрать меня к себе. Я поселил ее в гостинице «Украина», приехал домой и сказал жене: «Алла, я ухожу». Собрал свой чемодан и пошел к двери. А дочка, ей было четыре года, спрашивает: «Папа, ты нас бросаешь?». Я вернулся, поставил чемодан. Потом пошел к Тамаре и сказал: «Извини, не могу». Проводил ее на вокзал. Перед отходом поезда она сказала: «Ты никогда меня больше не увидишь», а ночью написала стихи...

— Она писала стихи?

— Да, хорошие стихи писала. Михалкову-старшему очень нравились:

Мы простились торжественно,
как перед боем,
С целой жизнью, где не было лжи,
Мы простились, естественно,
с болью и зноем,
А не встретимся вдруг — не тужи...

— Николай Викторович, вы были последним мужчиной, с которым Тамара Макаровна хотела связать свою жизнь?

— После меня у нее больше никого не было. Нонка сказала...

— Нонна Мордюкова?

— Да, она сказала: «Тамара безумно любила этого парня из Украины — и все!». От племянника Тамары я узнал, что она все мои письма и телеграммы, все наши общие фотографии хранила за иконой.

— Все-таки что же с ней случилось? Почему она замкнулась, никого не впускала в дом, дошла до крайней степени безразличия к себе и полной нищеты?

— Рассказывали, что Тома ходила в столовую питаться с бомжами и те отворачивались, потому что от нее плохо пахло. Не хочется верить, что это правда.

То, что с ней произошло, для меня полная загадка. На улице Пудовкина на восьмом этаже у нее была маленькая двухкомнатная квартирка, но с совершенно больничной чистотой. Просто маленький Париж. По квартире вальяжно ходила роскошная бульдожка Фанга.

Это был киношный дом. Сосед наш Григорий Наумович Чухрай, помню, рассказывал, как еще в Киеве пробивал свой фильм «41-й», как его не принимали. Пришлось ремонтировать радиоприемники, чтобы заработать на хлеб. Директор киностудии от него прятался: мол, опять пришел Чухрай с этой «белогвардейщиной»? Недавно я был в этом доме, уже никого нет в живых...

Правда, иногда я замечал в Тамаре что-то странное. Какую-то подозрительность. Как-то мы ехали из Москвы в Ленинград по делам, и она все время держала шубу на коленях. Соседки по купе спросили: «Почему не повесите шубу на крючок?». — «Я знаю, — говорит, — что в поезде воры». Все сразу похватали шубы в охапки и всю дорогу в обнимку с ними просидели. Мне это было совершенно непонятно и дико.

К тому же рухнула империя. Не буду говорить, хорошая или плохая. Рухнула, и под ее обломками оказались люди. Никто не знает, куда пропали все актеры из Театра киноактера. Они были просто выброшены на улицу. Один пошел пальто подавать в гардеробе ночного клуба...

— Да, Геннадий Корольков...

— Могу сказать одно: если бы Тамара работала в моих фильмах: и в «Запорожце за Дунаем», и в «Черной Раде», и в «Москале-чаривныке», — она бы не голодала, не умирала так страшно. Это не шедевры, но актеры, которые у меня снимались, — из великой плеяды: это Алла Ларионова, Коля Рыбников, Николай Крючков... Алка, кстати, с укором меня спрашивала: «Что ж ты Тамару не снимаешь?». Приходилось оправдываться: «Я зову ее во все свои картины, а она даже сценарии не читает, они приходят назад нераспечатанные».

В Тамаре сломался какой-то стержень. Я иногда думаю: какой же поворот мыслей у нее произошел после нашего разрыва?

— Тамара Макаровна объясняла, почему не хочет сниматься?

— Нет. Твердила одно: «Я народная артистка, с меня хватит». Я так понимаю: это ж надо было квартиру бросать, в гостинице жить. «А как Быстрицкая будет в гостинице жить? — говорю. — Почему она может, а ты нет? Ты ни хрена не делаешь, а она работает в Малом театре».

Но Тамару больше интересовало, что у меня было с Быстрицкой, был ли роман у нас с Ларионовой, еще с кем-то. Я говорил ей, что это уже не имеет значения. «Я же тебя не спрашиваю, что у тебя было. Я тебе предлагаю работу, потому что знаю: тебе нужна отдушина. Для актрисы съемки — это движение, импульс к жизни».

Минувшей зимой я был в Москве на студии Горького, делал копию фильма «Запорожец за Дунаем» со звуком долби. Позвонил Тамаре, а она: «Ты где — в Киеве или в Москве?». Зачем-то всегда перезванивала потом в гостиницу: проверяла, что ли? У Тамары ход мыслей трудно было уловить. Говорю: «В Москве. Буду здесь долго. Может, поужинаем, поговорим? Поедем в Дом кино. Я тебя приглашаю». — «Нет, — отрезала, — не могу».

— Она упорно отказывалась встречаться, а вы все равно проявляли настойчивость. Удивительно.

— Ну почему во имя прекрасного прошлого не повидаться, не выпить шампанского, не подумать о совместной работе, не узнать: «Как ты себя чувствуешь, чем я могу тебе помочь?».

Да, я ей часто звонил — на протяжении 30 лет. Об этом можно написать роман. И не только она мне посвящала стихи, но и я ей. Однажды прочитал по телефону:

Ты кашу ешь, стихи кропаешь,
Живешь в пылище и грязи
И постепенно умираешь
Без солнца, влаги и любви.

Она сказала: «Не надо «умираешь от любви», лучше «увядаешь». А дослушав до конца, зарыдала. Но, бывало, бросала трубку.

Однажды я даже увидел ее. В 2001 году, когда снимал «Бабий Яр», встретился в Москве с Быстрицкой и Шенгелая. Прибежал оператор, говорит: «Носову видел в магазине». Я спустился вниз, помчался туда. Узнал не сразу: так изменилась, очень плохо одета. Подошел, говорю: «Идем, я тебе предлагаю работу. Такая картина — «Бабий Яр»!». Она отмахнулась: «Вот я отремонтирую зубы, тогда».

Ты понимаешь, что-то с ней произошло. Не могу сказать, что я в этом виноват. В чем? Ни в коей мере не сравниваю наш случай с историей Элизабет Тэйлор и Ричарда Бартона, но и они вынуждены были расстаться не потому, что не любили друга друга, а из-за любви!

— Все-таки вы ее любили?

— Она — все, что было лучшего в моей жизни до встречи с нынешней женой. С прежней женой, Аллой, мы прожили 37 лет. С Оксаной я уже 17 лет. Мне развод дали только три-четыре года назад. В новой семье родился сын Коля, а дочь Таня стала совсем взрослой. Я им оставил все — роскошную квартиру, дачу и сказал: «Отпустите. Если вы меня любите, отпустите, иначе я просто умру. Я не могу жить без вас и не могу жить без Коли». У меня отец погиб в 43-м на фронте, так что я знаю, что такое безотцовщина. Я же не хотел, чтобы мой Коля мыл машины. С первой семьей у меня остались добрые отношения. Мы часто видимся. У Тани уже своя дочка, моя внучка. Вторая жена — Оксана Ковалева, актриса и режиссер-постановщик первой категории. Она у меня мастер на все руки — и сценарист, и постановщик.

Неужели ничего нельзя было сделать, чтобы последние годы Тамары Макаровны прошли достойно?

— Ты понимаешь, Тамара во многом виновата сама в своей незадавшейся творческой судьбе. Обрати внимание: все ее подруги работают, ездят с концертами, выступают на встречах со зрителями. Они в процессе. Как-то я ей по телефону сказал: «Тома, если ты не хочешь работать, сделай так: продай квартиру тысяч за 125 долларов. Отдай 25 тысяч тому заведению, где актеры доживают свой век, а на 100 тысяч поезди по миру! На хрен тебе эта квартира? Что ты ее охраняешь?».

Она ответила: «Это хорошее предложение, но я боюсь, что меня с кем-нибудь поселят». Да, может быть, пришлось бы с чем-то смириться, но она была бы одета, обута, накормлена, общалась бы с людьми. Да и с медицинской точки зрения присмотрена — глядишь, не дошло бы до этих опухолей, никто бы ее не стриг под машинку. Это же все дико!

— Вы знали, что Тамара Макаровна тяжело заболела?

— Где-то через месяц после того, как она в последний раз не согласилась со мной встретиться, я снова наведался в Москву, позвонил. И вдруг слышу невнятное бормотание — ни слова не разобрать. Спрашиваю: «Ты что, выпила? Ты же не пьешь». Она выдавила фразу, которую я с трудом понял: «У меня все нормально». — «Что с тобой, Тома? — говорю. — Ты что, нездорова? Я сейчас приеду». Она положила трубку и больше не снимала. Только после ее смерти я узнал, что у нее был инсульт.

— А почему ее полгода не могли похоронить?

— Все эти месяцы — с марта по октябрь — племянник Тамары держал урну с ее прахом у себя. Утверждал, что она задолжала огромную сумму за содержание колумбария с прахом матери: мол, Тамару не хотят хоронить, пока он не заплатит. Но я, когда был на кладбище, узнал: никакой огромной суммы и штрафов не было. Племянник просто добивался, чтобы ему уменьшили плату.

Странно, как это можно было одному увезти ее в больницу, а когда она умерла, торжественно стоять в одиночестве у гроба? Спрашивается: а чего ж ты не позвонил на киностудию, например? Или в Гильдию киноактеров? Да и племянник-то какой-то троюродный. Откуда он взялся? Я знал, что Тамара его и в квартиру не впускала — встречалась с ним только во дворе. Он на татарина похож, а вся ее родня — мать, сестры, если судить по фотографиям, курносые и светлые. (Некто Анатолий Васин, представившийся племянником Носовой и претендовавший на ее жилье, никаких документов, хотя бы как-то подтверждающих родство, так и не предоставил. Сейчас Васин всем рассказывает, что он родственник Татьяны Лиозновой. — Прим. ред.)

Тамара мне часто снится. На даче, бывало, луна в окошко глянет или занавеска зашевелится, ловлю себя на мысли, что это она приходила. Я не мистик, но в кабинете снял ее фотографию со стены. Теперь на небесах повидаемся... Если она меня узнает.


Мой стакан не велик, но я пью из своего стакана.
 
splintДата: Четверг, 27.03.2008, 22:06 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2079
Репутация: 3
Статус: Offline
Ужас, такой ужасный конец! Лучше и не знать, просто жутко становится.
 
splintДата: Пятница, 28.03.2008, 23:17 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 2079
Репутация: 3
Статус: Offline
Рудольф Нуреев

+Рудольф Хаметович Нуреев (17 марта 1938 – 6 января 1993)Автобиографию, изданную в Лондоне в 1962 году, когда Рудольфу Нурееву исполнилось 24 года, он начал не с истории своего рождения в вагоне поезда, мчавшегося вдоль берегов Байкала, или, например, первого выхода на сцену Мариинского театра. Он рассказал о "прыжке к свободе", который "подающий надежды артист советского балета" совершил в парижском Ле Бурже июльским утром 1961 года…

Рудольф Нуреев не любил вспоминать о своем прошлом не потому, что его детство пришлось на скудные годы Великой Отечественной войны и последующее лихолетье. Хотя появление на свет под стук колес в ледяное мартовское утро порой казалось ему "самым романтическим событием в жизни". Он был человеком, который никогда не страдал от привязанностей и ностальгии – по стране, былому и близким. Нуреев истово был предан только танцу. Побеждая в танце, он чувствовал себя властителем мира и ждал королевских почестей и поклонения. Подчеркнутое внимание к своему социальному статусу Нуреев будет переживать всегда и станет требовать к себе соответствующей степени уважения от тех, кто, по его мнению, не дотягивал до одного с ним уровня. Он сделает исключение только для своих любовников – тех из простолюдинов, с которыми ему понравится спать. Он будет превращать неповоротливых этуалей (скромных мальчиков из кордебалета) в звезд на время их недолгих романов…
· Первый любовник Нуреева

Вадим Киселев был молодым балетоманом, когда впервые увидел Нуреева, играющего в снежки. Будучи на пять лет старше Нуреева, с длинными, до плеч светлыми волосами и четко очерченными губами, Киселев был, по ленинградским стандартам, "экзотикой", одним из узкого дружеского круга гомосексуалов.

Рудольф стыдился своей сексуальной ориентации и потому, чтобы утолить свою страсть, снисходил до народца попроще вроде уличных мальчуганов да шоферюг-дальнобойщиков.
Нуреев едва ли не помешался на деньгах, богатстве, превращая свои квартиры в склад бессмысленных дорогих вещей.
Он метался между страхом быть "сцапанным" КГБ и безумным желанием увидеться с умирающей матерью. В конечном счете, он все-таки решился на поездку в сопровождении чиновника французского министерства культуры. Гостеприимное отечество выделило ему… 48-часовую визу.

Одна из глубоко драматичных страниц жизни Рудольфа Нуреева. В 1984 году танцор узнал, что он ВИЧ-инфицирован. Отношение Нуреева к жизни после известия стало примером необыкновенного мужества: он не только не впал в отчаяние, но и начал работать еще более активно, порой до изнеможения.
Когда говорят о любви Нуреева, в первую очередь вспоминают Эрика Бруна. Да, их отношения действительно стали в некотором роде хрестоматийными. Тем не менее, у Рудольфа были и другие "любови", отношения танцора с "простодушным американцем" Уоллесом Поттсом, с которым Нуреев прожил вместе… семь лет.
«С женщинами надо так тяжко трудиться, и это меня не очень удовлетворяет, - говорил Нуреев. - А с мужчинами все очень быстро. Большое удовольствие». Реальные сведения о сексуальной жизни танцора оказываются шоковыми в сравнении с мифами о Нурееве.

КГБ мерещилось Нурееву повсюду. Мысль о преследовании превратилась в манию и стала отравлять жизнь не только Рудольфу, но и его любовнику – Эрику Бруну. Впрочем, знаменитому датскому танцору и так приходилось нелегко. Неистовая страсть Нуреева довела его до того, что он в сердцах воскликнул: "Ты приехал из России, чтобы убить меня".
Приезд Нуреева в Копенгаген совпал с кардинальным моментом в карьере Эрика Бруна: в тридцать два года Брун стоял на вершине славы, но видел перед собой тупик. Этот задумчивый принц в традициях самого знаменитого своего соотечественника был способен продемонстрировать высочайшее исполнение и уйти со сцены с чувством уныния.

Мало кому из балетных звезд удалось так разыграть свою жизнь, как Рудольфу Нурееву. Здесь понемногу от разных жанров - детектива, фарса, мелодрамы, трагедии. Его называли Чингисханом балета, первым геем планеты, самым сексуальным танцовщиком XX века. Действительно, секс для этого неистового татарина значил много. Но кроме секса была и любовь, причем не только с мужчинами, но и с женщинами.
Гений. Гомосексуалист. Скряга. Хам. Великий русский танцовщик Нуреев позволял себе дерзость оставаться самим собой и не выдавать бешеную работоспособность и Божий дар за служение святому искусству.

http://www.gay.ru

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Заглянули на огонек :
Анализ сайта Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz