Невыводимый, как Микки Маус и как настоящая домовая мышь, Fiat-500 вновь манит автопромышленников своим вековым успехом.
Как и любой вековой проект, и этот имеет бородатую предысторию. Некогда FIAT славился своими гоночными машинами, и лучшие итальянские пилоты выступали в его команде. Однако основателю фирмы Джанни Аньелли-старшему было мало разовых триумфов. Перед Первой мировой он посетил завод «Форда», и это навсегда изменило судьбу марки FIAT.
Идея массового народного автомобиля, который обретет каждый, сулила настоящий ломовой успех.
Правда, война разорила Италию, доведя почти до революции. Однажды рабочие даже захватили завод, но позже сами пришли к Аньелли с просьбой вернуться: бастовать – не управлять. Бедность (которую фордовская Америка тогда не знала) на время поставила крест на народном покупателе и массовом авто. Но Аньелли спокойно гнул свою линию. Уже в начале 20-х по его заказу архитектор Джаккомо Матте-Трукко воздвиг в Турине огромный завод по примеру фордовского Хайленд-парк, где в одном комплексе выполняли все операции по сборке и оснастке машин. Великие зодчие итальянцы пошли дальше: крышу комплекса венчал... испытательный трек, по которому пробегали только собранные машины (по нему даже проехались в первой комедии «Ограбление по-итальянски» с Майклом Кейном, ныне это арт-центр). Очень, кстати, подоспел Муссолини – амбициозный позер любил прокатиться с ветерком, погоняться за какой-нибудь синьориной в открытом авто...
Суперпроекты последовали один за другим. В 1925 г. в Италии открылась первая в истории автострада, а в следующее десятилетие множество итальянских дорог перестали быть смертельными для маленьких машинок. Обуреваемый наполеоновскими планами дуче инспирировал промподъем: мосты, аэродромы, военные заводы. На этих стройках века в 30-х годах вырос новый класс: маленький итальянец с маленькими накоплениями, отправляющийся на работу от звонка до звонка, мышонок в системе. Именно для него добрые дяди с FIAT и подготовили Fiat-500 Toppolino – маленький, горбатенький, со смешно выступающей мордочкой радиатора – это был по-своему вполне приличный автомобиль. Никаких трех колес или 2-х тактов.
Обычно – двухместное купе (был и вариант универсал) Fiat-500 имел 4-х цилиндровый двигатель водяного охлаждения, позволявший ему разгоняться до 85 км/ч и при этом удерживаться в пределах 6 литров на сотню по расходу топлива.
Машина имела нормальную 4-х ступенчатую коробку передач, и хотя была одной из самых маленьких, тогда имела вполне здоровый вид. Забавно, что на американские корни идеи указывало даже название – имя Toppolino (мышь) в Италии дали Микки Маусу. Первые модели сошли с конвейера в 1937 году. В фашистской Германии свой «народный проект» только готовили, гитлеровцы вообще считали Муссолини «учителем», так что Toppolino срочно переняли в Германии, превратив, в частности, в кабриолет. И даже сама Ева Браун участвовала на нем в гонках, пропагандируя автомобилизацию немецких домохозяек. Немецкие фирмы Neckar и Steyr-Puch ещё долго после войны выпускали Toppolino по лицензии.
По-хорошему на долголетие «500» сработала Вторая мировая война. Вместо того чтобы обрести новые накопления, маленький итальянец потерял и то, что имел. Рабочие надолго остались даже не с «мышатами», а с велосипедами, а на «500» были вынуждены пересесть даже те, кто раньше ездил на хороших машинах: юристы, доктора, чиновники.
Toppolino производился вплоть до 1957 года, но тут случилось экономическое чудо. Италия начала строиться, трудиться, экспортировать. И снова миллионы работяг получили свой маленький куш. Его-то и хватило на их новый Fiat-500. Концепция «мышонка» оказалась столь заразительна, что на нее надели оснастку нового Fiat-600, сохранив название: «новый 500» – Nuova 500, а в народе просто «Синквиченто» – «пятьсот». Так получился забавный гибрид: новая машина была явно слабее предшественника. Она имела 2-х цилиндровый двигатель воздушного охлаждения, расположенный сзади, 4-х местный кузов и туповатую мордочку, не имевшую ничего общего с рыльцем «мыша». Весила полтонны. Объем двигателя не дотягивал до 500 кубиков. Но все это укладывалось и в идею старого мыша, и в идею городского автомобиля. Для маневрирования в пробках, не доезжая Колизея, «500» с его 2,97 метра было более чем достаточно. Да и выглядел карапуз совсем не плохо – дизайн сделал дизайн-звезда Данте Джакозе.
Новые «500» заполонили дороги Италии, да и многих других стран. Именно с них делали втихую «горбатый» запорожец и совершенно открыто и легально польские и югославские «фиаты».
С семидесятых эта машина стала обычной городской машиной и для вполне приличных итальянок, как хозяйственная сумка для утренней вылазки по делам.
Ну а к XXI веку стиль карапуза оказался востребован вновь,
и в нем черпает вдохновение новая фиатовская «капля» Fiat-500 2007 года, разгоняющаяся до 180 км/ч. Микки Маус подрос до 3,5 метров и вооружен стальными зубами современного дизайна и маркетинга.