Бомба замедленного действия Публикация мемуаров Карлы дель Понте переросла в скандал
Карла дель Понте, ранее занимавшая пост генерального прокурора Международного трибунала по бывшей Югославии, передала в крупное итальянское издательство Feltrinelli рукопись своих мемуаров. Мемуары дель Понте получили название "Охота: Я и военные преступники" (Hunt: Me and War Criminals). Отрывки из книги попали в руки журналистов. Воспоминания бывшей гаагской "железной леди", носящие сенсационный характер, вызвали широкий резонанс в сербской печатной прессе и официальных кругах. 3 апреля мемуары появились в онлайн-продаже.
Согласно опубликованным отрывкам из книги, в 1999 году Освободительная армия Косово (ОАК) занималась похищениями жителей сербских анклавов в автономии. По данным Карлы дель Понте, контролировали этот процесс лидеры ОАК, в том числе нынешний премьер края Хашим Тачи и влиятельный полевой командир Рамуш Харадинай. В книге есть сведения о том, что боевики похитили около трехсот сербов и представителей других славянских народностей и вывезли их на грузовиках в северный район Албании. Кроме того, в мемуарах утверждается, что похищения проходили под "прикрытием" высокопоставленных сотрудников Миссии ООН в Косово (UNMIK).
Дель Понте пишет, что у похищенных людей были изъяты жизненно важные органы для последующей продажи на черном рынке. Согласно отрывкам, попавшим в распоряжение журналистов, в некоем "желтом доме", переоборудованном в подпольную лабораторию, проводились нелегальные операции. Сами жертвы содержались в соседнем помещении. По сведениям автора мемуаров, изъятые органы переправлялись из окрестностей городка Буррел через аэропорт близ столицы Албании Тираны в ряд платных клиник Западной Европы. По словам дель Понте, тела похищенных были вывезены и тайно захоронены боевиками ОАК.
Боевики
Боевики ОАК. Фото AFP
В 2003 году группа представителей Гаагского трибунала побывала на севере Албании и обнаружила по наводке своих источников тот самый "желтый дом". Дель Понте пишет, что в нем были найдены использованные шприцы, медицинские инструменты, медикаменты и следы крови. Расследование по факту обнаружения улик не получило продолжения. По словам бывшего прокурора, это случилось из-за того, что не были выявлены серьезные доказательства преступления, а тела жертв не были найдены. Кроме того, дель Понте заявила в книге, что представители UNMIK и контингента KFOR препятствовали продолжению расследования. Запрошенные Гаагой документы о деятельности миссии в период описанных в книге событий не были получены трибуналом.
Реакция на откровения дель Понте последовала незамедлительно. Руководитель Ассоциации родственников похищенных и пропавших без вести косовских сербов Симо Спасич заявил, что не даст бывшему прокурору "плясать на костях убитых", и сообщил, что ждет ознакомления с экземпляром книги, чтобы начать судебное разбирательство в отношении дель Понте.
В 2001 и 2004 годах Спасич как представитель ассоциации имел возможность встретиться с дель Понте и передать трибуналу информацию, касающуюся описанных в книге преступлений. Тогда, по словам Спасича, генеральный прокурор в ответ сообщила, что была в курсе произошедшего, однако впоследствии так и не предприняла никаких действий по расследованию полученных фактов. Теперь, после публикации мемуаров, Спасич намерен взять реванш и довести дело до суда.
Параллельно в белградском суде по военным преступлениям начаты слушания по делу, инициированному прокуратурой Сербии. Расследование касается как всей деятельности ОАК в 1999 году, так и частного случая, описанного дель Понте. Прокурор Владимир Вукчевич, ответственный за дела, касающиеся военных преступлений, заявил, что в суд переданы важные документы, которые помогут пролить свет на описанные в мемуарах события.
Примечательна реакция сербской печатной прессы на публикацию отрывков из книги. Таблоиды Press и Kurir выпустили серию материалов, касающихся описанных преступлений, под громкими и пестрящими восклицательными знаками заголовками. Журналисты Press обнаружили анонимного свидетеля преступлений, якобы принимавшего участие в описанных событиях, и узнали у него подробности истории, рассказанной дель Понте. Собеседник издания даже привел порядок цен на изъятые органы.
Обложка
Обложка книги мемуаров Карлы дель Понте
В свою очередь официальная пресса в Белграде и западные информационные агентства скупо комментируют опубликованные материалы, строя свои публикации вокруг самих фрагментов мемуаров, а также приводят официальные заявления, не ставя на передовицы громкие заголовки. Издания сходятся в одном: если приведенные в книге сведения окажутся достоверными, дело кончится не только международным скандалом.
Сербское правительство, ознакомившись с отрывками, хотело приостановить выход книги, ссылаясь на то, что воспоминания, оказавшись в свободной продаже, могут помешать расследованию дел в отношении военных преступников и поимке причастных к преступлениям лиц. Соответствующие ноты были отправлены в Гаагу, генеральному секретарю ООН и представителям итальянского издательства. Но издатели настояли на своем и не стали переносить дату выхода книги, а из трибунала был получен отказ в содействии приостановке публикации мемуаров дель Понте.
Журналисты попытались получить комментарий у самой дель Понте, но она, пребывая в Аргентине, отказывается делать какие-либо заявления касательно отрывков из своих мемуаров. Фигуранты ее воспоминаний также хранят молчание. Анонимные представители косовской администрации заявили, что не намерены как-либо реагировать на опубликованные факты, и назвали слова дель Понте "ложью и абсурдом". Пресс-секретарь UNMIK отрекся от всех обвинений, касающихся пособничества сотрудников миссии албанским боевикам.
Тут следует напомнить, что автор книги занимала пост главного обвинителя Гаагского трибунала с 1999 по 2007 год, и весь этот период придерживалась, по мнению аналитиков, активной антисербской позиции. Дель Понте стремилась поймать и осудить бывшего президента Республики Сербской Радована Караджича и его соратника, главкома армии РС Ратко Младича. Эти две фигуры возглавляют список обвиняемых, разыскиваемых Гаагой. Противники дель Понте обвиняют ее и в смерти другого известного заключенного трибунала, бывшего президента Югославии Слободана Милошевича. Он скончался в тюремной камере в марте 2006 года. Эксперты отмечают, что за время работы дель Понте генеральным прокурором были осуждены либо находились под следствием в основном сербы.
Хашим
Хашим Тачи. Фото AFP
Теперь, после истечения полномочий прокурора и отправки в Аргентину в качестве посла Швейцарии, дель Понте публикует мемуары, разоблачающие преступления премьер-министра Косово Хашима Тачи и его бывших сподвижников по ОАК. Появление информации такого рода вряд ли будет способствовать процессу мирного урегулирования на Балканах, к тому же в книге фигурируют и представители официальных международных миссий в Косово.
Что заставило дель Понте выпустить книгу спустя менее чем два месяца, прошедшие с момента одностороннего провозглашения независимости автономии? Интересно, какой будет, и будет ли вообще, официальная реакция самого Тачи на публикацию мемуаров. Информация, изложенная в записках дель Понте, в случае подтверждения может свести на нет эффект от речей косовского премьера на тему свободы и демократии и вновь привлечь внимание представителей международного правосудия к краю Косово.
Очевидно, что ответы на эти вопросы будут получены, когда общественность сможет ознакомиться с содержанием мемуаров дель Понте целиком, а не в пересказе белградских журналистов и других противников суверенного Косовского края. Неизвестно еще, нет ли в тексте новых обвинений в адрес сербского руководства. В любом случае, Карла дель Понте избрала странный способ напомнить о себе всему миру.
Станислав Малофеев